1 610 2 198
38 477
388 114  
Lyudmila Klyopova » Фотоальбомы » Южный берег Крыма. Массандровский дворец
(10537) Canon IXUS 115 HS

Южный берег Крыма. Массандровский дворец

 

Строительство Массандровского дворца начал тот же граф Воронцов, имя которого носит Воронцовский дворец в Алупке. Своё новое имение он хотел видеть подобным средневековым замкам в долине Луары и пригласил для его строительства французского архитектора Этьена Бушара. Работы по возведению дворца были начаты в 1881 году, однако через год были прекращены, потому что граф Воронцов скончался. Через 7 лет усадьба с недостроенным дворцом (подвалы, два этажа) была приобретена императорской семьёй.

Современный вид Массандровский дворец приобрёл благодаря архитекторам Максимилиану Месмахеру и Оскару Вегенеру. Месмахер не стал нарушать проект своего предшественника. Полезную площадь в небольшом дворце он добавил за счёт дополнительных террас, галерей, балконов, лестниц и некоторых пристроек.
Самые значительные изменения были внесены в проект южного фасада – одноярусную башню заменила трёхъярусная. Наружные стены дворца украсили орнаментами, гирляндами и капителями, вытесанными из камня. Все старые наружные украшения были сняты и переделаны в соответствии с новыми шаблонами, после чего они вновь заняли свои места. Эту часть работы выполнял Оскар Вегенер.
Так выглядит южная башня с восточной стороны.
Переделывая внешний вид дворца, сняли старую серокаменную облицовку, а вместо неё обложили наружные стены метлахской плиткой светло-жёлтого оттенка. На таком фоне блоки руста и картуши, изготовленные из известняка, выглядят эффектнее.
Чешуйчатая кровля сделана из слоистого графита по старинной французской технологии, которой, как говорят экскурсоводы, в самой Франции уже почти не встретишь. Кровля очень стойкая, ни разу не подвергалась реставрации и выглядит почти как новая.
Нам больше знаком западный фасад: его чаще всего используют в проспектах и на открытках. Однако главный вход во дворец расположен с восточной стороны. Дорожка к нему от остановки туристических автобусов ведёт мимо северного фасада дворца.
Парадное крыльцо с восточной стороны дворца.
Перед восточным фасадом находится небольшая лужайка с розами. Она окружена подпорной стеной с крупными декоративными вазами, большими колоннами и декорированными в барочном стиле арками.
На подпорной стене устроены фонтаны, имеющие вид львиных голов. Изначально на месте львиных голов были маски сатиров. Их заменили в те времена, когда усадьба стала госдачей.
Под декоративными арками расположены каскадные фонтаны.
Изображения двуглавого орла встречаются часто – ведь дворец строили для императора Александра III.
Декор и внутреннее убранство дворца пережили последние сто лет с относительно небольшими потерями. Исчезли росписи стен и потолков из-за того, что в начале 20-х годов ХХ века дворец не отапливался в зимний период. На фотографии – лестница, ведущая на верхние этажи южной башни.
В хорошем состоянии изразцы, кованые решётки, паркет наборного дерева, сделанная по принципу метлахской плитка, которой облицованы полы вестибюлей, террас, балконов, потрясающая по красоте деревянная резьба и многое другое. Синей плиткой с крупным орнаментом выложены стены в вестибюле.
Не менялись и до сих пор исправны ручки на окнах и дверях. К ним, скорее всего, прикасались руки прежних владельцев дворца.
Александр III умер в 1894 году, за семь лет до окончания перестройки дворца. Владельцем усадьбы стал Николай II. В честь отца он называл дворец Александровским, но никогда здесь не жил. Сюда царская семья приезжала на отдых из Ливадийского дворца только в дневное время, а Николай любил охотиться в окрестностях Массандры и использовал небольшой дворец как охотничий дом, распорядившись не возводить на территории хозяйственные постройки. На фотографии – вид из окна на веранду, расположенную на западном фасаде. При жизни владельцев она была открытой, без застеклённых рам.
Для музея, который был открыт в 1992 году, предметы декоративно-прикладного искусства и мебель были привезены из разных усадеб, в том числе и принадлежавших царской семье. Однако отделка стен, потолков, камины подлинные, выполненные русскими мастерами под руководством архитектора Месмахера. В каждом помещении он сохранял стилевое единство, однако использовал разнообразные материалы и применял различные, в том числе новые для его времени, техники. Например, интерьер бильярдной выполнен в "английском духе". Стены обшиты резными дубовыми панелями.
Декоративная обшивка камина стилистически "увязана" с панелями, дверьми. В его декоре использованы разные техники обработки дерева: резьба, интарсия (инкрустация деревом по дереву), выжигание с подкраской.
Лепной узор на потолке биллиардной немного напоминает сложные переплёты "тюдоровских" перекрытий XVI века.
В отделке столовой Месмахер в значительной степени использовал стиль Людовика XIII: она напоминает средневековый рыцарский зал. Когда-то стены и потолки были покрыты многоцветной росписью, выполненной рисовальщиком М. Салтыковым, общий колорит гармонировал с цветом морёного дуба, из которого сделаны потолочные балки, стеновые панели, встроенная мебель.
Не случайно именно в оформление этого интерьера архитектор ввёл так называемые "выставочные" буфеты (встроенные в панели). Их сложные резные формы служили прекрасным фоном для особо ценных в художественном отношении предметов прикладного искусства, которые любил и коллекционировал император.
Технику выжигания по дереву с подкраской применили также для отделки дверей в бильярдной и столовой. Эта техника затем получит широкое распространение в декоративно-прикладном искусстве эпохи модерна.
Месмахер был одним из первых архитекторов, кто ввёл в облицовку каминов и в оформление дворцовых помещений цветные изразцы. Камин в части столовой, которая является переходной из бильярдной в сервизную, выложен майоликовыми изразцами. В резьбе, которая украшает верхнюю дубовую панель камина, повторяются детали резьбы стеновых панелей.
В оформлении крошечной приёмной императрицы тоже чувствуется приближение стиля модерн, который вскоре завоюет мир: мягкие овальные формы дверных рельефов, овальное окно, вмонтированное в сложный резной десюдепорт (наддверное украшение), с объёмной резьбой, в которую включены гирлянды фруктов, головка ангела и лента, образующая букву М – первую букву имени Марии Фёдоровны.
Лепные украшения потолка в пастельных тонах гармонировали с росписью верней части стен, не закрытых панелями (сейчас роспись заменена обоями). Интересно решена проблема с монтажом вентиляционной системы: решётка введена в падуги потолка, и лепнина незаметно переходит в металлическую решётку, окрашенную под цвет плафона.
Приёмная императора Александра под стать хозяину. Тяжёлая массивная мебель выполнена в стиле "Жакоб" (семья французских мебельщиков, известная с XVIII века) – из полированного красного дерева с отделкой золочёной бронзой. В декоре использованы строгие геометрические формы.
В этом же стиле и в этой же цветовой гамме сделан трёхгранный тамбур, закрывающий выход на винтовую лестницу в круглой башне.
Интерьеры кабинетов императора и императрицы оформлены по-другому, в них много света и воздуха. Чтобы создать впечатление лёгкости и воздушности, архитектор использует в отделке панелей и арки светлый орех, расширяет пространство с помощью ниши с большим окном, выбирает светлую цветовую гамму для стен, драпировок и обивки мебели.
Ощущение торжественности создаёт белый потолок с позолоченными декоративными деталями: розетами, пальметтами, акантами и розанами, лавровыми гирляндами. Взгляд притягивает центральная овальная розета со сложным рельефным узором.
Холодные оттенки мраморного камина подчёркивают общую жизнерадостную цветовую гамму кабинета. Зеркало играет здесь декоративную роль: отражая светлый потолок, блеск позолоты, сверкание хрустальной люстры, оно усиливает впечатление парадности всего помещения, зрительно расширяет пространство и наполняет комнату светом.
Мебель и предметы декоративно-прикладного искусства привезены из других дворцов и воссоздают типичный для того времени интерьер. Однако семейные портреты подлинные, они принадлежали царской семье.
Эта светлая комната – кабинет императрицы Марии Фёдоровны.
В выборе обоев цвета резеды, светлых панелей для стен, обивки мебели и драпировок пастельных тонов, картин и предметов декоративно-прикладного искусства архитектор, видимо, полагался на вкус хозяйки.
Кажется, форма люстры повторяет форму вазонов на обоях.
Месмахер участвовал и в работах по обустройству придворцовой части парка. Он спроектировал французский парк с террасами, спускающимися каскадом.
Верхняя и нижняя террасы были заняты цветочными партерами.
На средней террасе расположен бассейн.
Сразу за террасами располагались сенокосные луга, а вслед за ними – фруктовые сады.
Многие скульптуры, украшавшие парк, не сохранились до наших дней, потому что были изготовлены из непрочных материалов, а некоторые из них были утрачены (а попросту изуродованы, разбиты и проч. в послереволюционные годы – дворец-то царский!). Возле дворца у западного фасада остались парные изваяния сатиров и химер. Два сфинкса с женскими головами украшают лестницу, ведущую в парк.
В 1992 году Массандровский дворец стал музеем. До Великой Отечественной войны здесь был санаторий-профилакторий для больных туберкулёзом, затем институт виноделия «Магарач», а с 1948 года усадьбу стали использовать как правительственную дачу, и, может быть, благодаря этому были сохранены (а те, что успели испортить, отреставрированы) интерьеры дворца.