Турист Людмила (Lyudmila_Klyopova)
Людмила — была вчера 21:16
Расстаёмся ненадолго. Лето пролетит быстро!
Россия: полезная информация

Последней в наших покатушках по южным пределам ближайшего Подмосковья была усадьба Остафьево. Это определило способ знакомства с ней. Если бы не было угрозы, что мы не успеем осмотреть экспозицию музея, может быть, подольше погуляли бы по парку. Однако из четырёх посещённых усадеб (в том числе Дубровицы, Ивановское и Александрово-Щапово) Остафьево — единственная, где была возможность посмотреть интерьеры.

На «Туристере» есть подробная информация об усадьбе и несколько отзывов, в которых описана её история. Правда, у многих из нас разная аудитория, и эта информация могла пройти мимо, вызвав вопросы. Но мне не хочется опять перечислять даты и владельцев, надеюсь, это будет ясно, когда мы пройдём по залам и рассмотрим уникальные экспонаты.

Архитектурно-парковый ансамбль «Остафьево» интересен тем, что это один из немногих сохранившихся образцов подмосковной русской усадьбы конца 18 — начала 19 века. За три века менялось многое, и перед реставраторами стояла сложная задача — разобраться в исторических наслоениях и попытаться восстановить (по возможности) первоначальный вид усадьбы. Ремонтно-реставрационные работы производились с 2010 по 2016 год, хотя решение о реставрации было принято аж в 1988-м: восстановлены галереи по обе стороны усадебного дома, бельведер, который исчез в 60-е годы 19 века, приведён в порядок усадебный парк.

Усадьба очень понравилась, как и экспонаты, которые наполняют её залы.

Главный усадебный дом. Жаль, что из-за большого количества посетителей, желающих сфотографироваться именно на этом фоне, не было возможности вместить в объектив обе галереи, будто охватывающие здание с обеих сторон.
Главный усадебный дом. Жаль, что из-за большого количества посетителей, желающих сфотографироваться именно на этом фоне, не было возможности вместить в объектив обе галереи, будто охватывающие здание с обеих сторон.
На макете это рассмотреть удобнее.
На макете это рассмотреть удобнее.
Дворец в стиле зрелого классицизма был здесь возведён в 1800–1820-х годах. В 1807 году, когда строительство дома в основном было закончено, умер владелец усадьбы А.И. Вяземский, ему наследовал юный 15-летний сын – Пётр Андреевич Вяземский, впоследствии русский поэт, литературный критик, историк, переводчик, публицист, мемуарист, государственный деятель, близкий друг и постоянный корреспондент А. С. Пушкина.
Дворец в стиле зрелого классицизма был здесь возведён в 1800–1820-х годах. В 1807 году, когда строительство дома в основном было закончено, умер владелец усадьбы А.И. Вяземский, ему наследовал юный 15-летний сын – Пётр Андреевич Вяземский, впоследствии русский поэт, литературный критик, историк, переводчик, публицист, мемуарист, государственный деятель, близкий друг и постоянный корреспондент А. С. Пушкина.
Опекунами юного Петра были назначены Н.М. Карамзин, историк и литератор, реформатор русского языка, и Ю.А. Нелединский-Мелецкий, тайный советник, сенатор, статс-секретарь Павла I, почётный опекун Воспитательного дома и одновременно поэт. Надо ли говорить, что выбор интересов Петра Вяземского во многом был предопределён общением с этими людьми. Кстати, сводная сестра Петра, Екатерина, стала второй женой Карамзина после смерти его первой жены, Елизаветы Потасовой. На фотографии – первые тома «Истории Государства Российского», написанные в Остафьево.
Опекунами юного Петра были назначены Н.М. Карамзин, историк и литератор, реформатор русского языка, и Ю.А. Нелединский-Мелецкий, тайный советник, сенатор, статс-секретарь Павла I, почётный опекун Воспитательного дома и одновременно поэт. Надо ли говорить, что выбор интересов Петра Вяземского во многом был предопределён общением с этими людьми. Кстати, сводная сестра Петра, Екатерина, стала второй женой Карамзина после смерти его первой жены, Елизаветы Потасовой. На фотографии – первые тома «Истории Государства Российского», написанные в Остафьево.
Карамзин работал над созданием своей «Истории государства Российского» в скромной комнате остафьевского дома с одним окном в сад. Он был настолько увлечён своей работой, что по несколько дней не выходил из рабочего кабинета. Правда, на фотографии карамзинского кабинета 1910 года значительно больше мебели, но экспозиция ещё не сформирована, она постепенно пополняется. Надо ли говорить, что Пётр Вяземский, наблюдавший за работой своего опекуна и, заинтересовавшись историей, стал сооснователем и первым председателем Русского исторического общества.
Карамзин работал над созданием своей «Истории государства Российского» в скромной комнате остафьевского дома с одним окном в сад. Он был настолько увлечён своей работой, что по несколько дней не выходил из рабочего кабинета. Правда, на фотографии карамзинского кабинета 1910 года значительно больше мебели, но экспозиция ещё не сформирована, она постепенно пополняется. Надо ли говорить, что Пётр Вяземский, наблюдавший за работой своего опекуна и, заинтересовавшись историей, стал сооснователем и первым председателем Русского исторического общества.
Экспозиция, посвящённая Н.М. Карамзину, расположена в комнатах, где жила его семья
Экспозиция, посвящённая Н.М. Карамзину, расположена в комнатах, где жила его семья
Каминный экран из карельской берёзы
Каминный экран из карельской берёзы
Пётр Вяземский был участником Отечественной войны 1812 года. Он вступил в казачий полк, созданный М. Дмитриевым-Мамоновым, был адъютантом генерала Милорадовича, принимал участие в Бородинском сражении в чине поручика, на поле боя спас раненого генерала А. Н. Бахметева, за что получил орден Святого Владимира 4-й степени с бантом. Впоследствии, доводя до ума отделку дома, Вяземский распорядился на торцевых фасадах дома разместить гипсовые копии с медальонов Ф.П. Толстого, а комнаты и кабинет украшали предметы, связанные с памятными событиями, как, например, эта чернильница.
Пётр Вяземский был участником Отечественной войны 1812 года. Он вступил в казачий полк, созданный М. Дмитриевым-Мамоновым, был адъютантом генерала Милорадовича, принимал участие в Бородинском сражении в чине поручика, на поле боя спас раненого генерала А. Н. Бахметева, за что получил орден Святого Владимира 4-й степени с бантом. Впоследствии, доводя до ума отделку дома, Вяземский распорядился на торцевых фасадах дома разместить гипсовые копии с медальонов Ф.П. Толстого, а комнаты и кабинет украшали предметы, связанные с памятными событиями, как, например, эта чернильница.
Известно, что Вяземский был масоном. Смешно, но в «Википедии» написано: «Выдающийся масон». Перечислять его степени нет смысла, но «великий мастер», «великий приор» и «член ареопага» в его арсенале есть.
Известно, что Вяземский был масоном. Смешно, но в «Википедии» написано: «Выдающийся масон». Перечислять его степени нет смысла, но «великий мастер», «великий приор» и «член ареопага» в его арсенале есть.
К утрате первоначального блеска усадьбы советская власть не имеет отношения, она только завершила начавшееся разрушение. В 1861 году было отменено крепостное право. Одновременно во владение усадьбой вступил сын Петра Вяземского Павел – учёный и коллекционер. Он разместил во дворце многочисленные коллекции, в связи с этим интерьеры главного дома существенно изменились. К этому времени дворец обветшал и нуждался в капитальном ремонте, во время которого внешний облик здания был сильно изменён, и не в лучшую сторону. После смерти Павла Петровича его сын, Пётр Павлович Вяземский сдал Остафьево внаём, и усадьба окончательно пришла в запустение. В конце 1890-х годов Пётр Павлович продал её графу С.Д. Шереметеву, историку и археографу, мужу своей сестры Екатерины Павловны, который создал здесь уникальный музей. 
На первом плане фотографии – "карамзинский" дуб
К утрате первоначального блеска усадьбы советская власть не имеет отношения, она только завершила начавшееся разрушение. В 1861 году было отменено крепостное право. Одновременно во владение усадьбой вступил сын Петра Вяземского Павел – учёный и коллекционер. Он разместил во дворце многочисленные коллекции, в связи с этим интерьеры главного дома существенно изменились. К этому времени дворец обветшал и нуждался в капитальном ремонте, во время которого внешний облик здания был сильно изменён, и не в лучшую сторону. После смерти Павла Петровича его сын, Пётр Павлович Вяземский сдал Остафьево внаём, и усадьба окончательно пришла в запустение. В конце 1890-х годов Пётр Павлович продал её графу С.Д. Шереметеву, историку и археографу, мужу своей сестры Екатерины Павловны, который создал здесь уникальный музей. На первом плане фотографии – "карамзинский" дуб
Вестибюль, или парадная прихожая усадьбы Остафьево – первое помещение, в которое попадают посетители с входной лестницы особняка. Оформлена прихожая в светлых тонах, выгнутая дальняя от входа стена украшена четырьмя колоннами, выполненными слитно со стеной. Между колоннами расположены три двери в несколько помещений.
Вестибюль, или парадная прихожая усадьбы Остафьево – первое помещение, в которое попадают посетители с входной лестницы особняка. Оформлена прихожая в светлых тонах, выгнутая дальняя от входа стена украшена четырьмя колоннами, выполненными слитно со стеной. Между колоннами расположены три двери в несколько помещений.
Возвращен прежний облик жемчужине усадьбы – Овальному залу. Этот зал пострадал от времени меньше, чем другие помещения дворца, и сохранил свои функции парадной гостиной. Здесь проведена большая работа по сохранению и реставрации искусственного мрамора, по восстановлению лепнины капителей, заново выполнены базы. Большая работа проведена по восстановлению геометрии свода с сохранением деревянных конструкций начала 19 века.
Возвращен прежний облик жемчужине усадьбы – Овальному залу. Этот зал пострадал от времени меньше, чем другие помещения дворца, и сохранил свои функции парадной гостиной. Здесь проведена большая работа по сохранению и реставрации искусственного мрамора, по восстановлению лепнины капителей, заново выполнены базы. Большая работа проведена по восстановлению геометрии свода с сохранением деревянных конструкций начала 19 века.
В новой, современной экспозиции представлены не только предметы «той поры», а вещи, действительно принадлежавшие Вяземским. До открытия музея в Остафьево они хранились в других музеях-усадьбах, большинство – в Останкино. Эта парковая скульптура  из мрамора была обнаружена в подвалах усадебного дома при реставрации и стала одним из первых поступлений в музейное собрание возрождающегося Остафьева.
В новой, современной экспозиции представлены не только предметы «той поры», а вещи, действительно принадлежавшие Вяземским. До открытия музея в Остафьево они хранились в других музеях-усадьбах, большинство – в Останкино. Эта парковая скульптура из мрамора была обнаружена в подвалах усадебного дома при реставрации и стала одним из первых поступлений в музейное собрание возрождающегося Остафьева.
Большая гостиная, главное место приёма гостей имения. Гостиная оборудована двумя каминами, облицованными при реконструкции белым кафелем. 
Мебель подобрана в светлых оттенках серого цвета, состоит из диванчика и изящных кресел, дополненных небольшим столиком. На стенах несколько картин и зеркало из трёх створок в резной раме. Узкие боковые створки в составе рамы имеют канделябры – достаточно необычный приём оформления.
Большая гостиная, главное место приёма гостей имения. Гостиная оборудована двумя каминами, облицованными при реконструкции белым кафелем. Мебель подобрана в светлых оттенках серого цвета, состоит из диванчика и изящных кресел, дополненных небольшим столиком. На стенах несколько картин и зеркало из трёх створок в резной раме. Узкие боковые створки в составе рамы имеют канделябры – достаточно необычный приём оформления.
Люстра в Большой гостиной
Люстра в Большой гостиной
Декорированный столик в Большой гостиной
Декорированный столик в Большой гостиной
Из Большой гостиной переходим в парадную спальню хозяйки. Помещения такого рода в русских дворянских усадьбах не использовались по прямому назначению, в них даже не всегда имелись кровати, а если и были – служили для украшения. Опочивальни использовали для встреч с родственниками и ближайшими друзьями, самых доверительных бесед.
Из Большой гостиной переходим в парадную спальню хозяйки. Помещения такого рода в русских дворянских усадьбах не использовались по прямому назначению, в них даже не всегда имелись кровати, а если и были – служили для украшения. Опочивальни использовали для встреч с родственниками и ближайшими друзьями, самых доверительных бесед.
Камин в женской парадной спальне отличается особым изяществом На каминной доске – бронзовые подсвечники и часы, смонтированные в скульптурную группу на шкатулке.
Камин в женской парадной спальне отличается особым изяществом На каминной доске – бронзовые подсвечники и часы, смонтированные в скульптурную группу на шкатулке.
Решётка со скульптурами ангелов перед камином в парадной спальне
Решётка со скульптурами ангелов перед камином в парадной спальне
Опочивальня большей частью состоит из зоны отдыха и общения. В интерьере использованы несколько декоративных колонн на необычно высоких постаментах. Бело-голубые тона стен и других элементов помещения оттенены кремового цвета фризом с лепниной. На светлом диване – дорогая персидская шаль.
Опочивальня большей частью состоит из зоны отдыха и общения. В интерьере использованы несколько декоративных колонн на необычно высоких постаментах. Бело-голубые тона стен и других элементов помещения оттенены кремового цвета фризом с лепниной. На светлом диване – дорогая персидская шаль.
Декор в греческом стиле
Декор в греческом стиле
Малая, или мужская гостиная. В её середине – ломберный стол для картёжников. На стенах помещения – картины с видами морских сражений.
Малая, или мужская гостиная. В её середине – ломберный стол для картёжников. На стенах помещения – картины с видами морских сражений.
Кабинет основателя усадьбы Андрея Ивановича Вяземского. Он оформлен  приглушенной расцветкой стен, из мебели пока выставлен оригинальный секретер с откидной столешницей, несколькими ящиками для документов и застекленным книжным шкафом с бюстом наверху.
Кабинет основателя усадьбы Андрея Ивановича Вяземского. Он оформлен приглушенной расцветкой стен, из мебели пока выставлен оригинальный секретер с откидной столешницей, несколькими ящиками для документов и застекленным книжным шкафом с бюстом наверху.
Помещение, в котором располагалась библиотека старшего Вяземского. Музей только планирует приобрести книги, идентичные утраченным
Помещение, в котором располагалась библиотека старшего Вяземского. Музей только планирует приобрести книги, идентичные утраченным
Бытовое предназначение большой гостиной понятно, а конструкция, выполненная по задумкам Андрея Ивановича Вяземского, достаточно оригинальна.Князь постарался сделать одно из самых посещаемых помещений любого жилища не только местом приёма пищи, но и устроил здесь настоящий музей.
Бытовое предназначение большой гостиной понятно, а конструкция, выполненная по задумкам Андрея Ивановича Вяземского, достаточно оригинальна.Князь постарался сделать одно из самых посещаемых помещений любого жилища не только местом приёма пищи, но и устроил здесь настоящий музей.
С использованием колонн и арок в помещении организованы выставочные зоны, не загромождающие площадь зала и в то же время обеспечивающие удобство рассмотрения экспонатов.
С использованием колонн и арок в помещении организованы выставочные зоны, не загромождающие площадь зала и в то же время обеспечивающие удобство рассмотрения экспонатов.
Здесь размещены живописные полотна и образцы мебели, старинное оружие и скульптурные изображения.
Здесь размещены живописные полотна и образцы мебели, старинное оружие и скульптурные изображения.
Кабинет Петра Вяземского
Кабинет Петра Вяземского
Здесь владелец усадьбы обдумывал план реконструкции дворца
Здесь владелец усадьбы обдумывал план реконструкции дворца
В огромном дворце есть немало уютных уголков
В огромном дворце есть немало уютных уголков
Мебель антикварная, из ценных пород дерева
Мебель антикварная, из ценных пород дерева
Особенно интересно рассматривать инкрустированные панели и столешницы
Особенно интересно рассматривать инкрустированные панели и столешницы
Часы каминные «Орфей» (Париж, 1815–1820 годы; бронза, эмаль, литье, чеканка, золочение) – пример дорогой заказной французской бронзы для дворцовых парадных интерьеров.
Часы каминные «Орфей» (Париж, 1815–1820 годы; бронза, эмаль, литье, чеканка, золочение) – пример дорогой заказной французской бронзы для дворцовых парадных интерьеров.
Коллекция каминных часов
Коллекция каминных часов
Мебель украшает интересная резьба. Например, это традиционный лев...
Мебель украшает интересная резьба. Например, это традиционный лев...
... а это дьявол на спинке резного кресла.
... а это дьявол на спинке резного кресла.
В марте 1930 года Остафьевский музей был ликвидирован, коллекции вывезены. В связи с преобразованием музея-усадьбы в дом отдыха в 1931–32 годах во дворце проводился капитальный ремонт, окончательно уничтоживший первоначальный вид дворца. Тем ценнее то, что сделали реставраторы в наше время.
В марте 1930 года Остафьевский музей был ликвидирован, коллекции вывезены. В связи с преобразованием музея-усадьбы в дом отдыха в 1931–32 годах во дворце проводился капитальный ремонт, окончательно уничтоживший первоначальный вид дворца. Тем ценнее то, что сделали реставраторы в наше время.
Усадебный пруд
Усадебный пруд
Рядом с усадьбой находится старый храм Святой Троицы. Он был построен в 1781 году вдовой купца Козьмы Матвеева. У входа находились могилы малолетних сыновей Петра Андреевича. Вяземские жертвовали для храма деньги, иконы, кресты, платили жалованье церковнослужителям.
Рядом с усадьбой находится старый храм Святой Троицы. Он был построен в 1781 году вдовой купца Козьмы Матвеева. У входа находились могилы малолетних сыновей Петра Андреевича. Вяземские жертвовали для храма деньги, иконы, кресты, платили жалованье церковнослужителям.

Цикл материалов "Московская область"

  1. Возвращённая красота: Новый Иерусалим
  2. Серпуховские святыни
  3. Самый маленький город Подмосковья
  4. На краю земли Русской
  5. Знаменитые «русские лаки»
  6. Остатки былой роскоши
  7. Выходной в подмосковном Марфино
  8. Поздняя осень в Марфино
  9. Историко-художественный музей в Павловском Посаде
  10. Ода русскому платку
  11. Путь к Парижу через Павловский Посад
  12. Памятный знак «Пострадавшим в годы гонений и репрессий»
  13. Сергиевская кухмистерская
  14. Февраль – кривые дорожки
  15. Остафьево
  16. Две усадьбы – две судьбы
  17. Подмосковные Дубровицы
  18. Волоколамск. Когда мало времени
  19. Многоликий Ярополец
  20. Жемчужины, рассыпанные по дорогам
  21. «…и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой…»
  22. В подмосковную Швейцарию на выходной
  23. Выходной в Дмитрове
  24. «Обертон — унтертон всего — жуть»
  25. Парадоксы жизни Сергея Дурылина

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому