Турист Людмила (Lyudmila_Klyopova)
Людмила — была 11 ноября 11:45
Расстаёмся ненадолго. Лето пролетит быстро!
Фотоальбом

Неделя в Вологде. Всё хорошее когда-нибудь заканчивается

Ярославль, Вологда — Россия Июль 2022
Спасо-Прилуцкий монастырь
29 44
Россия: полезная информация

Путешествовать всегда интереснее, чем потом писать об этом. В предыдущих постах я постаралась дать обзор того, что можно было увидеть в Вологде почти за неделю. Честно говоря, устала описывать, а вы устали читать, поэтому о последних интересных местах, которые можно посмотреть в Вологде и по пути домой, расскажу в альбоме. Как однажды сказал Сергей Василец, он изобрёл новый жанр — рассказ в фотоальбоме. Будем этот жанр развивать.
Альбом посвящён Спасо-Прилуцкому монастырю в Вологде, дворянской усадьбе Брянчаниновых в пригороде Вологды и храмовому комплексу в Коровницкой слободе Ярославля — неожиданному подарку судьбы по пути домой.

Спасо-Прилуцкий монастырь был основан в 1371 году, к северу от Вологды, по дороге в Белоозеро, на левом берегу реки, у села Выпрягово. Основал его Димитрий Прилуцкий, игумен Никольского монастыря в г. Переславле-Залесском, прославленный русский святой, небесный покровитель Вологды. Он построил в монастыре деревянную церковь и около неё деревянные кельи для иноков. Преподобному Димитрию была посвящена последняя известная работа Дионисия — икона, переданная монастырю около 1503 года.
Спасо-Прилуцкий монастырь был основан в 1371 году, к северу от Вологды, по дороге в Белоозеро, на левом берегу реки, у села Выпрягово. Основал его Димитрий Прилуцкий, игумен Никольского монастыря в г. Переславле-Залесском, прославленный русский святой, небесный покровитель Вологды. Он построил в монастыре деревянную церковь и около неё деревянные кельи для иноков. Преподобному Димитрию была посвящена последняя известная работа Дионисия — икона, переданная монастырю около 1503 года.
Главные ворота Спасо-Прилуцкого монастыря, надвратная церковь над ними оформляют въезд в монастырь со стороны дороги на Архангельск, Кириллов и Белозерск. Надвратная церковь была освящена в 1590 году во имя Феодора Стратилата, а в 1844 году переименована во имя Вознесения Господня.
В монастырских описях 1684–1693 годов значится, что близ надвратной церкви Вознесения Господня, расположенной в северной стене каменной ограды Спасо-Прилуцкого монастыря, была пристроена каменная часовня, в которой висели колокола. В 1729–1730 годах часовня была переделана в небольшую колокольню, которая ныне располагается рядом с Вознесенской церковью над крепостной стеной.
Главные ворота Спасо-Прилуцкого монастыря, надвратная церковь над ними оформляют въезд в монастырь со стороны дороги на Архангельск, Кириллов и Белозерск. Надвратная церковь была освящена в 1590 году во имя Феодора Стратилата, а в 1844 году переименована во имя Вознесения Господня. В монастырских описях 1684–1693 годов значится, что близ надвратной церкви Вознесения Господня, расположенной в северной стене каменной ограды Спасо-Прилуцкого монастыря, была пристроена каменная часовня, в которой висели колокола. В 1729–1730 годах часовня была переделана в небольшую колокольню, которая ныне располагается рядом с Вознесенской церковью над крепостной стеной.
В большой арке Святых врат сохранились остатки фресковой живописи.
В большой арке Святых врат сохранились остатки фресковой живописи.
Когда фрески были написаны, неизвестно, но совершенно точно она не древняя, судя по детализации и выписанным выражениям лиц.
Когда фрески были написаны, неизвестно, но совершенно точно она не древняя, судя по детализации и выписанным выражениям лиц.
Особенно поразил этот пронзительный взгляд. Как живой.
Особенно поразил этот пронзительный взгляд. Как живой.
Братские кельи и больница с церковью Всех Святых.
Церковь Всех святых называлась «больничною», потому что она ранее примыкала к больничному корпусу. Одноэтажная, одноглавая, двухсветная. Построена в 1731 году и освящена во имя Трёх Святителей. Позднее, в 1781 году, переименована во имя Всех святых.
Братские кельи и больница с церковью Всех Святых. Церковь Всех святых называлась «больничною», потому что она ранее примыкала к больничному корпусу. Одноэтажная, одноглавая, двухсветная. Построена в 1731 году и освящена во имя Трёх Святителей. Позднее, в 1781 году, переименована во имя Всех святых.
В центре монастыря расположены Спасский собор и его колокольня. Это первый каменный храм в Вологде. Чтобы строительство могло осуществляться как можно скорее, Иван Грозный даже повелел освободить монастырь от всяких пошлин. Собор построен в 1537–1542 годах. Крыльцо западной паперти устроено из двух каменных кувшинообразных столпов и двух полустолпов. Столпы поддерживают по две арки, висящие с каждой стороны. Сопряжение арки заканчивается гирькой. Западная сторона крыльца имеет фронтон, карниз которого между осями столпов вырезан. На гладкой стороне фронтонов выписана фреска. В 1542 году Иоанн IV посетил Спасо-Прилуцкий монастырь и вновь построенный собор.
Внутрь собора, в  нижний храм, где находятся гробницы святых преподобных Димитрия и Игнатия Прилуцких и список иконы, выполненной Дионисием,  можно было войти только с экскурсоводом — монахом монастыря. Экскурсию заказывать заранее не надо было в будний день.
В центре монастыря расположены Спасский собор и его колокольня. Это первый каменный храм в Вологде. Чтобы строительство могло осуществляться как можно скорее, Иван Грозный даже повелел освободить монастырь от всяких пошлин. Собор построен в 1537–1542 годах. Крыльцо западной паперти устроено из двух каменных кувшинообразных столпов и двух полустолпов. Столпы поддерживают по две арки, висящие с каждой стороны. Сопряжение арки заканчивается гирькой. Западная сторона крыльца имеет фронтон, карниз которого между осями столпов вырезан. На гладкой стороне фронтонов выписана фреска. В 1542 году Иоанн IV посетил Спасо-Прилуцкий монастырь и вновь построенный собор. Внутрь собора, в нижний храм, где находятся гробницы святых преподобных Димитрия и Игнатия Прилуцких и список иконы, выполненной Дионисием, можно было войти только с экскурсоводом — монахом монастыря. Экскурсию заказывать заранее не надо было в будний день.
Декор собора по-северному лаконичен. Собор увенчан пятью шлемовидными главами, расположенными на круглых барабанах. У основания глав, на барабанах, – карниз, украшенный орнаментальной прорезью.
Декор собора по-северному лаконичен. Собор увенчан пятью шлемовидными главами, расположенными на круглых барабанах. У основания глав, на барабанах, – карниз, украшенный орнаментальной прорезью.
Колокольня была построена одновременно с собором в 1537–1542 годах. Примыкала она к северо-западному углу. Эту колокольню вскоре разобрали. Новая, ныне существующая, была построена между 1639 и 1654 годами. В 1736 году на новой колокольне было восемнадцать колоколов. Большой колокол, весом 357 пудов 30 фунтов, и вестовой колокол, весом 55 пудов, с изображением князей Димитрия и Иоанна Угличских, отлиты в 1736–1738 годах белозерским посадским человеком Иоанном Калиновичем Коркуцким. В верхнем восьмерике, над звоном, были установлены большие колесные боевые часы.
Колокольня была построена одновременно с собором в 1537–1542 годах. Примыкала она к северо-западному углу. Эту колокольню вскоре разобрали. Новая, ныне существующая, была построена между 1639 и 1654 годами. В 1736 году на новой колокольне было восемнадцать колоколов. Большой колокол, весом 357 пудов 30 фунтов, и вестовой колокол, весом 55 пудов, с изображением князей Димитрия и Иоанна Угличских, отлиты в 1736–1738 годах белозерским посадским человеком Иоанном Калиновичем Коркуцким. В верхнем восьмерике, над звоном, были установлены большие колесные боевые часы.
Крытыми переходами Спасский собор связан с комплексом построек, одной из которых является Введенская церковь. Церковь одноглавая, двухэтажная, с примыкающей к ней трапезной. Кокошники и декоративные пояски из нишек, балясинок и поребрика очень украшают её строгий куб. Время постройки точно неизвестно: в монастырской описи 1623 года она значится уже каменной. В нижнем этаже прежде был храм, который ныне не существует. В 1876 году в трапезе этой церкви был встроен придел во имя святой великомученицы Варвары.
Крытыми переходами Спасский собор связан с комплексом построек, одной из которых является Введенская церковь. Церковь одноглавая, двухэтажная, с примыкающей к ней трапезной. Кокошники и декоративные пояски из нишек, балясинок и поребрика очень украшают её строгий куб. Время постройки точно неизвестно: в монастырской описи 1623 года она значится уже каменной. В нижнем этаже прежде был храм, который ныне не существует. В 1876 году в трапезе этой церкви был встроен придел во имя святой великомученицы Варвары.
На территории монастыря сейчас находится деревянная Успенская церковь первой половины 16 века. Она перевезена из Александро-Куштского монастыря близ села Устья на берегу реки Кушты, в трех километрах от Кубенского озера.
На территории монастыря сейчас находится деревянная Успенская церковь первой половины 16 века. Она перевезена из Александро-Куштского монастыря близ села Устья на берегу реки Кушты, в трех километрах от Кубенского озера.
На монастырском кладбище, недалеко от Успенской церкви, находится могила поэта Константина Николаевича Батюшкова (1787–1855).
На монастырском кладбище, недалеко от Успенской церкви, находится могила поэта Константина Николаевича Батюшкова (1787–1855).
В начале 17 века Спасо-Прилуцкий монастырь окружала с трёх сторон деревянная ограда. Каменными были только главные ворота с надвратной церковью и часть стены, примыкающей к ним. Это и послужило одной из причин разорения монастыря в 1612–1619 годах. В 1656 году Спасо-Прилуцкий монастырь закончил постройку каменных стен и башен. 
Водяная (ближе) и Южная башни.
В начале 17 века Спасо-Прилуцкий монастырь окружала с трёх сторон деревянная ограда. Каменными были только главные ворота с надвратной церковью и часть стены, примыкающей к ним. Это и послужило одной из причин разорения монастыря в 1612–1619 годах. В 1656 году Спасо-Прилуцкий монастырь закончил постройку каменных стен и башен. Водяная (ближе) и Южная башни.
Возведены стены и башни были по всем правилам строительства крепости середины 17 века. На стену можно подняться и пройти по боевому ходу.
Возведены стены и башни были по всем правилам строительства крепости середины 17 века. На стену можно подняться и пройти по боевому ходу.
Угловые башни выдвинуты из плоскости стен и приспособлены к круговой обороне. 
Южная башня.
Угловые башни выдвинуты из плоскости стен и приспособлены к круговой обороне. Южная башня.
Мельничная башня.
Мельничная башня.
Внутри угловых башен посредине проходят каменные столбы, которые являются одновременно опорами стропил шатра, межъярусными связями и основанием для смотровых вышек. Балки перекрытий заделаны радиально одним концом в столб, другим – в наружную стену башни. По балкам был настлан деревянный пол, между ярусами устроены деревянные лестницы.
Внутри угловых башен посредине проходят каменные столбы, которые являются одновременно опорами стропил шатра, межъярусными связями и основанием для смотровых вышек. Балки перекрытий заделаны радиально одним концом в столб, другим – в наружную стену башни. По балкам был настлан деревянный пол, между ярусами устроены деревянные лестницы.
Альпийская горка — единственное украшение строгой территории монастыря.
Альпийская горка — единственное украшение строгой территории монастыря.
В 30 км от Вологды, в селе Покровском, находится дворянская усадьба Брянчаниновых. В Вологодской области таких загородных усадеб, по-видимому, немного, тем было интереснее взглянуть на неё на обратном пути из Вологды домой.
Род Брянчаниновых ведёт начало от погибшего в битве на Куликовом поле боярина Михаила Бренко — оруженосца великого князя Московского Дмитрия Донского. Земли Брянчаниновых в Вологодском, Грязовецком и Кадниковском уездах впервые упоминаются в документах 17 века. Возможно, село Покровское было пожаловано Брянчаниновым за участие в народном ополчении 1611–1612 годов, «за Смоленское сидение и изгнание ляхов».
Парадный фасад усадьбы украшен классическими каннелюрованными пилястрами, увенчанными капителями коринфского ордера, цепным рустом.
В 30 км от Вологды, в селе Покровском, находится дворянская усадьба Брянчаниновых. В Вологодской области таких загородных усадеб, по-видимому, немного, тем было интереснее взглянуть на неё на обратном пути из Вологды домой. Род Брянчаниновых ведёт начало от погибшего в битве на Куликовом поле боярина Михаила Бренко — оруженосца великого князя Московского Дмитрия Донского. Земли Брянчаниновых в Вологодском, Грязовецком и Кадниковском уездах впервые упоминаются в документах 17 века. Возможно, село Покровское было пожаловано Брянчаниновым за участие в народном ополчении 1611–1612 годов, «за Смоленское сидение и изгнание ляхов». Парадный фасад усадьбы украшен классическими каннелюрованными пилястрами, увенчанными капителями коринфского ордера, цепным рустом.
В 1803 году Покровское с 400 душами крестьян перешло по наследству Александру Семеновичу Брянчанинову, будущему отцу святителя Игнатия. Тогда же рачительный хозяин задумал строительство новой усадьбы неподалеку от сельского погоста, где покоились останки представителей рода.
Южный фасад, выходящий в парк, украшен выступающим по центру портиком, покоящемся на двух парах колонн коринфского ордера. Он представляет собой подобие портала: парные колонны поддерживают две прямоугольные опоры, украшенные орнаментами в восьмиугольниках и барельефами с воинской атрибутикой, напоминающей о войне 1812 года. На опоры поставлен фронтон.
В 1803 году Покровское с 400 душами крестьян перешло по наследству Александру Семеновичу Брянчанинову, будущему отцу святителя Игнатия. Тогда же рачительный хозяин задумал строительство новой усадьбы неподалеку от сельского погоста, где покоились останки представителей рода. Южный фасад, выходящий в парк, украшен выступающим по центру портиком, покоящемся на двух парах колонн коринфского ордера. Он представляет собой подобие портала: парные колонны поддерживают две прямоугольные опоры, украшенные орнаментами в восьмиугольниках и барельефами с воинской атрибутикой, напоминающей о войне 1812 года. На опоры поставлен фронтон.
Лепные украшения южного фасада по своему количеству превосходят декор парадного северного фасада. Атрибуты воинской славы: шлемы, знамена, пики, конские головы — дань ратным заслугам представителей рода Брянчаниновых.
Лепные украшения южного фасада по своему количеству превосходят декор парадного северного фасада. Атрибуты воинской славы: шлемы, знамена, пики, конские головы — дань ратным заслугам представителей рода Брянчаниновых.
При реставрации усадьбы была выбрана краска, максимально приближенная к оригиналу. В тимпане фронтона — бело-голубая кессончатая ниша, напоминающая конху.
При реставрации усадьбы была выбрана краска, максимально приближенная к оригиналу. В тимпане фронтона — бело-голубая кессончатая ниша, напоминающая конху.
Под нишей, как под навесом, располагается балкон с баллюстрадой, опирающийся на необычного вида кронштейны (консоли) с головками лошадей.
Под нишей, как под навесом, располагается балкон с баллюстрадой, опирающийся на необычного вида кронштейны (консоли) с головками лошадей.
В кессонах — разнообразные по рисунку белые лепные розетки – «розаны».
В кессонах — разнообразные по рисунку белые лепные розетки – «розаны».
Все элементы восстановлены в ходе реставрации. Ремонтно-реставрационные работы на объекте историко-культурного наследия начались в 1997 году. 29 марта 2011 года в Москве авторскому коллективу проекта по сохранению памятника истории и культуры Вологодской области «Усадьба Брянчаниновых» вручена премия правительства Российской Федерации в области культуры.
Все элементы восстановлены в ходе реставрации. Ремонтно-реставрационные работы на объекте историко-культурного наследия начались в 1997 году. 29 марта 2011 года в Москве авторскому коллективу проекта по сохранению памятника истории и культуры Вологодской области «Усадьба Брянчаниновых» вручена премия правительства Российской Федерации в области культуры.
Усадебный парк в Покровском— образец ландшафтного искусства 18–19 веков, где представлены два основных направления садово-паркового искусства: регулярный (французский) парк и пейзажный (английский).
Территория усадебного парка в современном состоянии занимает площадь 5 га. Непосредственно перед усадебным домом находится парадная часть парка – партер — открытая часть с газонами, цветниками, прямыми дорожками. От партерной клумбы у южного фасада дома начинается главная аллея, которая, переходя в тропинку, тянется через весь парк.
Усадебный парк в Покровском— образец ландшафтного искусства 18–19 веков, где представлены два основных направления садово-паркового искусства: регулярный (французский) парк и пейзажный (английский). Территория усадебного парка в современном состоянии занимает площадь 5 га. Непосредственно перед усадебным домом находится парадная часть парка – партер — открытая часть с газонами, цветниками, прямыми дорожками. От партерной клумбы у южного фасада дома начинается главная аллея, которая, переходя в тропинку, тянется через весь парк.
Усадебный дом соединён с двумя боковыми флигелями переходами. Если вы приехали на экскурсию — вам сюда. Здесь вы скоротаете время в ожидании экскурсовода в комфортных условиях, отсюда же по переходу попадёте в дом.
Усадебный дом соединён с двумя боковыми флигелями переходами. Если вы приехали на экскурсию — вам сюда. Здесь вы скоротаете время в ожидании экскурсовода в комфортных условиях, отсюда же по переходу попадёте в дом.
Начало экскурсии — в вестибюле, у этой красивой деревянной витой лестницы, хорошо сохранившейся со времени постройки дома.
Начало экскурсии — в вестибюле, у этой красивой деревянной витой лестницы, хорошо сохранившейся со времени постройки дома.
Самый нарядный — круглый розовый зал-столовая. Лепные звезды усыпают бирюзовый фон между распалубками окон, а внутри них видны лепные орнаментальные украшения — пальметты, над которыми, словно брызги, пучки колосьев.
Самый нарядный — круглый розовый зал-столовая. Лепные звезды усыпают бирюзовый фон между распалубками окон, а внутри них видны лепные орнаментальные украшения — пальметты, над которыми, словно брызги, пучки колосьев.
Выход на балкон южного фасада.
Выход на балкон южного фасада.
Восстановленный камин.
Восстановленный камин.
Необычные полуциркульные окна в комнатах второго этажа.
Необычные полуциркульные окна в комнатах второго этажа.
Герб рода Брянчаниновых можно увидеть в комнате мальчиков. Это копия, изготовленная с оригинала, который хранится в фондах БУК Вологодской области «Вологодский государственный музей-заповедник».
В гербе отражены военные заслуги рода.
На княжеской мантии расположен щит, разделенный на четыре части. В первом поле — кольчуга, во втором — сабля, в третьем — лук, в четвертом — доспехи. Княжеская мантия и щит украшены коронованным дворянским шлемом с тремя страусиными перьями.
Герб не внесён в "Общий гербовник дворянских родов Российской империи".
Герб рода Брянчаниновых можно увидеть в комнате мальчиков. Это копия, изготовленная с оригинала, который хранится в фондах БУК Вологодской области «Вологодский государственный музей-заповедник». В гербе отражены военные заслуги рода. На княжеской мантии расположен щит, разделенный на четыре части. В первом поле — кольчуга, во втором — сабля, в третьем — лук, в четвертом — доспехи. Княжеская мантия и щит украшены коронованным дворянским шлемом с тремя страусиными перьями. Герб не внесён в "Общий гербовник дворянских родов Российской империи".
Усадьба Покровское — родина одного из крупнейших теологов и богословов — святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского и Черноморского, канонизированного Поместным собором Русской православной церкви в Троице-Сергиевой лавре в июне 1988 года. Он здесь родился и прожил первые 16 лет. Свою жизнь святитель Игнатий посвятил монашеству. Дважды в родовом имении Брянчаниновых побывал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Усадьба Покровское — родина одного из крупнейших теологов и богословов — святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского и Черноморского, канонизированного Поместным собором Русской православной церкви в Троице-Сергиевой лавре в июне 1988 года. Он здесь родился и прожил первые 16 лет. Свою жизнь святитель Игнатий посвятил монашеству. Дважды в родовом имении Брянчаниновых побывал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы, построенный в стиле классицизма в 1810 году, разрушенный в эпоху советской власти, сегодня восстановлен и является действующей церковью под ведением Вологодской епархии Русской православной церкви. В храме находится икона святителя Игнатия (Брянчанинова) с частицами мощей святого. За алтарём храма расположен родовой некрополь, где сохранились плиты захоронений конца 17 – 18 веков и надгробные памятники 19 – начала 20 века. В непосредственной близости от алтаря в отдельной ограде находится три захоронения владельцев усадьбы. 
В 2006 году в фамильной ограде появилась могила Владимира Николаевича Брянчанинова. Последний владелец усадьбы скончался во Франции в 1963 году, его прах на историческую родину перевезла внучка Татьяна Ватсон. С 1994 года она ежегодно приезжает в Покровское из Австралии, напротив церкви находится купленный ею деревенский дом.
В августе 2014 года на кладбище был установлен памятник всем Брянчаниновым, упокоенным в Покровском.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы, построенный в стиле классицизма в 1810 году, разрушенный в эпоху советской власти, сегодня восстановлен и является действующей церковью под ведением Вологодской епархии Русской православной церкви. В храме находится икона святителя Игнатия (Брянчанинова) с частицами мощей святого. За алтарём храма расположен родовой некрополь, где сохранились плиты захоронений конца 17 – 18 веков и надгробные памятники 19 – начала 20 века. В непосредственной близости от алтаря в отдельной ограде находится три захоронения владельцев усадьбы. В 2006 году в фамильной ограде появилась могила Владимира Николаевича Брянчанинова. Последний владелец усадьбы скончался во Франции в 1963 году, его прах на историческую родину перевезла внучка Татьяна Ватсон. С 1994 года она ежегодно приезжает в Покровское из Австралии, напротив церкви находится купленный ею деревенский дом. В августе 2014 года на кладбище был установлен памятник всем Брянчаниновым, упокоенным в Покровском.
Каретник — деревянное строение хозяйственного назначения конца 19 века.
Каретник — деревянное строение хозяйственного назначения конца 19 века.
В Ярославле останавливаться на ночь мы не планировали. Стечение обстоятельств — много времени провели в усадьбе Брянчаниновых, по тётушкиной просьбе заехали в Толгский монастырь (https://www.tourister.ru/responses/id_24027) — заставило прямо с колёс искать отель. А попробуйте сделать это в разгар сезона! Но нам повезло: неказистый гостевой дом "Милана" оказался как раз на выезде в сторону Москвы, в мало посещаемом туристами месте — Коровницкой слободе. Ну как здесь сдержаться, несмотря на усталость? Пошли смотреть храмовый комплекс в Коровниках.
В Ярославле останавливаться на ночь мы не планировали. Стечение обстоятельств — много времени провели в усадьбе Брянчаниновых, по тётушкиной просьбе заехали в Толгский монастырь (https://www.tourister.ru/responses/id_24027) — заставило прямо с колёс искать отель. А попробуйте сделать это в разгар сезона! Но нам повезло: неказистый гостевой дом "Милана" оказался как раз на выезде в сторону Москвы, в мало посещаемом туристами месте — Коровницкой слободе. Ну как здесь сдержаться, несмотря на усталость? Пошли смотреть храмовый комплекс в Коровниках.
Чтобы было понятно, что все, кто был в Ярославле, видели этот храмовый комплекс издалека, размещаю две фотографии из предыдущей поездки. Это Стрелка, справа от неё — устье Которосли, а за Которослью — видите силуэты куполов? Это Коровники.
Чтобы было понятно, что все, кто был в Ярославле, видели этот храмовый комплекс издалека, размещаю две фотографии из предыдущей поездки. Это Стрелка, справа от неё — устье Которосли, а за Которослью — видите силуэты куполов? Это Коровники.
А это фотография с борта теплохода. Теперь мы всё увидим в обратной перспективе — от Коровников на Стрелку!
А это фотография с борта теплохода. Теперь мы всё увидим в обратной перспективе — от Коровников на Стрелку!
Сначала меня чуть не хватил удар от огорчения — всё вокруг было загорожено страшным забором из алюминиевого профиля! Можно было подойти к монастырским стенам только со стороны реки.
Сначала меня чуть не хватил удар от огорчения — всё вокруг было загорожено страшным забором из алюминиевого профиля! Можно было подойти к монастырским стенам только со стороны реки.
Уже то, что я смогла увидеть этот изразцовый наличник окна церкви Иоанна Златоуста, почла за счастье — оно выходит "на улицу". Его высота около 8 метров, ширина около 5 метров. Шедевр русского изразцового искусства!
Уже то, что я смогла увидеть этот изразцовый наличник окна церкви Иоанна Златоуста, почла за счастье — оно выходит "на улицу". Его высота около 8 метров, ширина около 5 метров. Шедевр русского изразцового искусства!
Но мне везёт! В алюминиевом заборе я увидела неплотно закрытые ворота! Их створки стягивала цепь, но щель была достаточной, чтобы, приложив некоторые усилия, не только я, но и мой муж и его дядюшка смогли протиснуться. Пришлось придушить свою совесть. "А шо робыть?" — как говаривала сиделка нашего дедушки. За все переживания я была вознаграждена сполна.
Но мне везёт! В алюминиевом заборе я увидела неплотно закрытые ворота! Их створки стягивала цепь, но щель была достаточной, чтобы, приложив некоторые усилия, не только я, но и мой муж и его дядюшка смогли протиснуться. Пришлось придушить свою совесть. "А шо робыть?" — как говаривала сиделка нашего дедушки. За все переживания я была вознаграждена сполна.
Это совершенно прекрасный гармоничный комплекс из двух церквей, колокольни-"свечи" между ними и краснокирпичной ограды со Святыми вратами. В закатных лучах они выглядели изумительно. Розовые рефлексы на зелёных куполах — нигде больше я такого не видела.
Это совершенно прекрасный гармоничный комплекс из двух церквей, колокольни-"свечи" между ними и краснокирпичной ограды со Святыми вратами. В закатных лучах они выглядели изумительно. Розовые рефлексы на зелёных куполах — нигде больше я такого не видела.
Каменный холодный храм во имя Иоанна Златоуста был построен в 1649—1654 годах на средства прихожан Ивана и Фёдора Фёдоровичей Неждановских. Центральный храм с трёх сторон окружён низкими галереями с нарядными крыльцами и с шатровыми приделами на восточной стороне.
Каменный холодный храм во имя Иоанна Златоуста был построен в 1649—1654 годах на средства прихожан Ивана и Фёдора Фёдоровичей Неждановских. Центральный храм с трёх сторон окружён низкими галереями с нарядными крыльцами и с шатровыми приделами на восточной стороне.
Как многие ярославские храмы, церковь щедро украшена разнообразными изразцами местной работы. Ещё в начале 17 века на местных глиняных месторождениях возникли первые керамические мастерские.
Изразцы использовались для декора фасадов церквей изначально.
Как многие ярославские храмы, церковь щедро украшена разнообразными изразцами местной работы. Ещё в начале 17 века на местных глиняных месторождениях возникли первые керамические мастерские. Изразцы использовались для декора фасадов церквей изначально.
Исторически сложились и цветовая гамма, и сюжетные линии, и другие художественно-стилевые особенности ярославского изразца.
Исторически сложились и цветовая гамма, и сюжетные линии, и другие художественно-стилевые особенности ярославского изразца.
Свой знаменитый изразцовый убор памятник получил в 1680-х годах.
Свой знаменитый изразцовый убор памятник получил в 1680-х годах.
В 1680-е годы между церквями построили высокую колокольню (37 метров). Она изначально была задумана стоящей отдельно, и, расположенная на равном расстоянии от обоих храмов, связала их воедино. Эта колокольня за свою высоту и стройность прозвана «ярославской свечой». Глухой высокий восьмигранный столп, словно вырастающий из земли, служит опорой для богато декорированного шатра с ажурным ярусом звонов. Гладкие, почти лишенные украшений стены восьмерика контрастируют с богато декорированным верхом. От арок звона восьмерик отделен широким поясом из узорчатого кирпича с разноцветными изразцами.
В 1680-е годы между церквями построили высокую колокольню (37 метров). Она изначально была задумана стоящей отдельно, и, расположенная на равном расстоянии от обоих храмов, связала их воедино. Эта колокольня за свою высоту и стройность прозвана «ярославской свечой». Глухой высокий восьмигранный столп, словно вырастающий из земли, служит опорой для богато декорированного шатра с ажурным ярусом звонов. Гладкие, почти лишенные украшений стены восьмерика контрастируют с богато декорированным верхом. От арок звона восьмерик отделен широким поясом из узорчатого кирпича с разноцветными изразцами.
Святые врата
Святые врата
Церковь Иоанна Златоуста соседствует с зимним храмом в честь Владимирской иконы Богоматери (1669 г.).
Церковь Иоанна Златоуста соседствует с зимним храмом в честь Владимирской иконы Богоматери (1669 г.).
У стены Владимирского храма перед иконой Богоматери постоянно горит лампада.
У стены Владимирского храма перед иконой Богоматери постоянно горит лампада.
В 1992 году храмовый комплекс передан Русской православной старообрядческой церкви.
В 1992 году храмовый комплекс передан Русской православной старообрядческой церкви.
В июле дни ещё длинные, а закаты яркие. Захотелось выйти к Волге, на песчаный пляж.
В июле дни ещё длинные, а закаты яркие. Захотелось выйти к Волге, на песчаный пляж.
Круизный теплоход как раз напротив устья Которосли, заросшего осокой.
Круизный теплоход как раз напротив устья Которосли, заросшего осокой.
Ну и, наконец, вот она — обратная перспектива: теперь мы от Коровников смотрим на Стрелку с парящим над ней Успенским собором.
Ну и, наконец, вот она — обратная перспектива: теперь мы от Коровников смотрим на Стрелку с парящим над ней Успенским собором.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому