1 610 2 198
38 477
388 114  
(3372) Canon PowerShot G7 X Mark II, Canon IXUS 115 HS

Дивеево

Lyudmila_Klyopova 22 мая 2017 г.
 

Серафимо-Дивеевский монастырь — один из немногих монастырей, основанных женщиной, тем более женщиной не царского и не княжеского рода. Основательница монастыря, Агафья Семёновна Мельгунова, помещица Ярославской, Владимирской и Рязанской губерний, в монашестве Александра, овдовев и потеряв девятилетнюю дочь, нашла новый смысл жизни в служении Богу. Со временем к ней присоединились и другие женщины с непростой судьбой. Они жили общиной, совместно переживая все невзгоды, трудом добывая себе хлеб насущный, свято веря, что их молитва о мире и благополучии будет услышана — и будет всем счастье. Они сохраняли высокую духовность в любых, даже самых сложных жизненных обстоятельствах, иногда ценой своей жизни. После смерти матери Александры духовным наставником сестёр Дивеевской общины стал Серафим Саровский, что и дало название монастырю. Монастырь был основан как община в 70-х годах 18 века, статус монастыря ему был присвоен в 1861 году. Начавшись со строительства каменного храма во имя иконы Казанской Божией Матери при жизни матушки Александры, монастырь до сего дня продолжает осуществлять планы по его расширению в соответствии с заветами святого Серафима.

Самые старые церкви. К строительству каменного храма во имя иконы Казанской Божией Матери (трёхапсидный, на первом плане) матушка Александра приступила в 1773 году на том самом месте, где явилась ей Царица Небесная. После смерти Александры Серафим Саровский, помогая сёстрам общины, пристроил к храму ещё две церкви – верхнюю церковь Рождества Христова (1827 г.) и нижнюю, под ней, – Рождества Богородицы. Это не только самые старые, но и самые важные церкви для монастыря, потому что здесь хранятся мощи преподобных Александры, Елены и Марфы Дивеевских, причисленных к лику местночтимых святых Нижегородской епархии. До 1920 года там же находились мощи Серафима Саровского.
В монастыре есть ещё несколько мест, связанных с пребыванием здесь Серафима Саровского. Это прежде всего небольшая часовня, восстановленная к 250-летию со дня рождения святого по старинным фотографиям и описаниям. На месте этой часовни обосновалась вторая дивеевская обитель – Мельничная (мельница была построена в 1826 году), в ней сначала было лишь восемь монахинь. В 1895 году на месте мельницы была поставлена часовня. Рядом некрасивая палатка. Здесь продают мешочки с сухариками в память о том, что монахини каждому паломнику давали горсть муки.
По легенде, Серафиму было видение, будто Богородица велела по границе новой обители вырыть канавку, с непременным условием — чтобы канавку сёстры выкопали сами, без посторонней помощи. Канавка Пресвятой Богородицы, по словам Серафима, должна была выглядеть так: 3 аршина (чуть более 2 метров) глубиной, 3 аршина шириной, и вал должны были насыпать 3 аршина. Он говорил, что по этому пути (около 800 метров) прошла Богородица, и он станет последней границей, которую не сможет преодолеть Антихрист. Монахини трудились несколько лет – с 1829 до 1834 года.
В годы советской власти Канавку пытались засыпать, даже проводили через неё коммуникации. Сейчас она восстановлена и является местом паломничества как последний из уделов Девы Марии. Ради того, чтобы пройти вдоль Святой Канавки и попросить Богородицу об избавлении от бед и болезней, сюда отовсюду приезжают люди.
У начала Святой Канавки стоит икона Богородицы и ящик для сбора пожертвований на украшение Канавки, который, судя по виду дорожки и пейзажей, которые с неё открываются, не пустует.
Здесь высажены фруктовые сады и декоративные растения.
Вдоль Святой Канавки надо проходить, читая молитву Пресвятой Богородице: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна ты в женах и благословен плод чрева твоего, яко Спаса родила еси душ наших...». Называют цифру 150 — молитву надо успеть прочитать 150 раз! Поэтому люди, свято верящие в то, что уж теперь-то Богородица поможет обязательно, идут медленно, погружённые в себя и свои мысли. Не знаю, откуда взялась цифра 150. На официальном сайте я об этом не нашла никакой информации. Но... Пройдём и мы вдоль Святой Канавки.
Внутри "кольца", описанного Канавкой, – бывшая территория Мельничной общины.
Здесь же — новая больница, устроенная в здании школы, построенной в советский период. До революции на этом месте находилось монастырское кладбище.
На территории, обведённой Канавкой, реставрируются старые и возводятся новые корпуса монастыря.
Ещё не законченная работа художников.
Все большие храмы Дивеевского монастыря.
По легенде, на этом месте, у Канавки, Серафим завещал построить собор, и сейчас выполнено это завещание. За часовней, у места, где замыкается кольцо Святой Канавки, вы увидите Благовещенский собор, который во исполнение завещания святого старца был заложен в 2012 году. Сейчас строительство Благовещенского собора подходит к концу.
Храм одноглавый, что знаменует собой единство Бога, совершенство творения.
За архитектурную основу нового собора взят храм московского Заиконоспасского монастыря — это стиль, близкий к русскому барокко, характерный для начала 18 века, в котором выстроен первый дивеевский собор — Казанский.
Пропорции Благовещенского собора определены поясом Пресвятой Богородицы, длина которого 1 метр 20 см, и составляют двадцать поясов в ширину (24 м), тридцать в длину (36 м), пятьдесят в высоту (60 м). Двадцать, тридцать и пятьдесят, сложенные вместе, равны ста, то есть монашеской сотнице, которая совершается по чёткам.
Золото – символ небесной славы. Золотые купола бывают у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Золочение куполов — чисто православная традиция, которая не встречается у других конфессий. Для православного человека золото в первую очередь является символом вечности, нетления, царственности и небесной славы. Недаром одним из даров, принесенных волхвами младенцу Иисусу, было именно золото. Звёздами обычно украшают купола Богородичных храмов, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии, правда, чаще по синему фону. Купол этого храма уникален по оформлению.
Иконы над порталом.
В декоре храма использованы изразцы – традиция, появившаяся в 17 веке.
Здесь один из изразцов можно рассмотреть поближе.
Решение о строительстве Троицкого собора принял сам Серафим Саровский, он же указал на место, где храм должен стоять, однако ему не суждено было увидеть это величественное здание. Строительство было начато через 15 лет после кончины святого, в 1848 году. По легенде, котлован для фундамента был вырыт за одну ночь, потому что на закладку собора съехалось много тысяч верующих, принявших участие в работе.
За Троицким собором находится некрополь дивеевских монахинь. Площадь перед Благовещенским собором украшает фонтан с фигурами трёх ангелов.
Троицкий собор был построен в русско-византийском стиле по проекту профессора архитектуры Александра Ивановича Резанова, ученика академика К. А. Тона. 30 июля 1991 года в нём была торжественно установлена рака со святыми мощами преподобного Серафима.
Пятиярусная колокольня была построена в 1903 году по проекту архитектора А.К. Никитина. Это высотная доминанта монастыря —70,3 м. С севера и юга от проездной арки, которая одновременно является главным входом в монастырь, расположены два трёхэтажных корпуса — так называемые "Рукодельный" и "Иконописный". На третьем и четвёртом ярусах размещены колокола, на верхнем, пятом, – часовой механизм.
Пасхальное украшение перед колокольней.