Турист Людмила (Lyudmila_Klyopova)
Людмила — была сегодня 10:15
Время делиться воспоминаниями и планировать новые маршруты.
Фотоальбом

Блистательный Исфахан

Canon EOS 450D
6 19
Исфахан — Иран Октябрь 2011

Этот альбом — продолжение рассказа о путешествии «По Ирану автостопом». Хотелось не только выделить Исфахан как один из красивейших городов Ирана, но и обратить внимание на иранское искусство, подробно рассмотреть великолепные интерьеры дворцов и мечетей, возведённых в один из интереснейших периодов истории Ирана — годы правления шаха Аббаса I (конец XVI — начало XVII вв.).

Аббас сделал Исфахан столицей Сефевидов. В этом городе появились самые грандиозные строения, которые и в наши дни производят большое впечатление. Одно из самых знаменитых мест в Исфахане – площадь Имама. Она вытянута на 560 м с севера на юг и на 165 — с запада на восток. Её украшают удивительные по красоте здания. В 1979 году площадь Имама Хомейни была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Аббас сделал Исфахан столицей Сефевидов. В этом городе появились самые грандиозные строения, которые и в наши дни производят большое впечатление. Одно из самых знаменитых мест в Исфахане – площадь Имама. Она вытянута на 560 м с севера на юг и на 165 — с запада на восток. Её украшают удивительные по красоте здания. В 1979 году площадь Имама Хомейни была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
По периметру площадь окружена двухэтажными торговыми рядами.
По периметру площадь окружена двухэтажными торговыми рядами.
Каждый торговец как-то  оформляет вход, чтобы покупатели могли найти его магазин по каким-то приметам среди множества других, похожих, как близнецы.
Каждый торговец как-то оформляет вход, чтобы покупатели могли найти его магазин по каким-то приметам среди множества других, похожих, как близнецы.
Кисточки, фонарики, цветные плитки могут стать приметой для туриста.
Кисточки, фонарики, цветные плитки могут стать приметой для туриста.
Эта постройка считается одним из главных шедевров иранской архитектуры. Дворец Али-Капу был построен в 1644 году по приказу Аббаса I. Он служил центральными воротами (Али-Капу в переводе с тюркского означает "высокие ворота") и одновременно – резиденцией шаха Аббаса для приема делегаций и почётных гостей.
Эта постройка считается одним из главных шедевров иранской архитектуры. Дворец Али-Капу был построен в 1644 году по приказу Аббаса I. Он служил центральными воротами (Али-Капу в переводе с тюркского означает "высокие ворота") и одновременно – резиденцией шаха Аббаса для приема делегаций и почётных гостей.
Высота Али-Капу – 48 метров. На третьем этаже находится огромная веранда, окружённая 18-ю колоннами. Из исторических документов известно, что цари из династии Сефевидов много времени проводили на этой веранде: отсюда они наблюдали праздничные церемонии, парады войск, конные скачки или игру в чоуган (иранский вариант поло), которые проводили на площади (тогда она называлась Накши-Джахан).
Высота Али-Капу – 48 метров. На третьем этаже находится огромная веранда, окружённая 18-ю колоннами. Из исторических документов известно, что цари из династии Сефевидов много времени проводили на этой веранде: отсюда они наблюдали праздничные церемонии, парады войск, конные скачки или игру в чоуган (иранский вариант поло), которые проводили на площади (тогда она называлась Накши-Джахан).
Али Капу украшают фрески Резы Аббасси — придворного живописца шаха Аббаса I. Многие из них пострадали, но, судя по лесам во дворце в то время, когда были сделаны фотографии, начата реставрация.
Али Капу украшают фрески Резы Аббасси — придворного живописца шаха Аббаса I. Многие из них пострадали, но, судя по лесам во дворце в то время, когда были сделаны фотографии, начата реставрация.
Внутрь дворца можно подняться по одной из двух лестниц, выложенных цветными плитками.
Внутрь дворца можно подняться по одной из двух лестниц, выложенных цветными плитками.
Основная тематика фресок — цветочные мотивы и изображения деревьев и животных. Ну чем не мировое древо?
Основная тематика фресок — цветочные мотивы и изображения деревьев и животных. Ну чем не мировое древо?
Довольно хорошо сохранился и этот фриз. Впечатление такое, что художник не пользовался трафаретом, хотя его использование при создании фриза вполне оправдано, а вырисовывал каждый цветок и завиток.
Довольно хорошо сохранился и этот фриз. Впечатление такое, что художник не пользовался трафаретом, хотя его использование при создании фриза вполне оправдано, а вырисовывал каждый цветок и завиток.
Гигантская работа – роспись сводов!
Гигантская работа – роспись сводов!
При этом нет ни одного сантиметра, не покрытого рисунком.
При этом нет ни одного сантиметра, не покрытого рисунком.
Поскольку дворец не культовое, а светское здание, здесь можно встретить изображения людей. Заметно, что в этой фреске сохранены традиции, характерные для персидской книжной миниатюры.
Поскольку дворец не культовое, а светское здание, здесь можно встретить изображения людей. Заметно, что в этой фреске сохранены традиции, характерные для персидской книжной миниатюры.
Совершенно уникальный музыкальный зал расположен на верхнем этаже дворца.
Совершенно уникальный музыкальный зал расположен на верхнем этаже дворца.
Он уникален как по архитектуре, так и по оформлению интерьера. Стены обшиты деревянными панелями, внутри которых оставлены пустоты. Ниши вырезаны в форме ваз и музыкальных инструментов. Такое решение интерьера способствует многократному усилению звука.
Он уникален как по архитектуре, так и по оформлению интерьера. Стены обшиты деревянными панелями, внутри которых оставлены пустоты. Ниши вырезаны в форме ваз и музыкальных инструментов. Такое решение интерьера способствует многократному усилению звука.
Здесь отлично видна инкрустация.
Здесь отлично видна инкрустация.
Мукарнас, или сотовый свод, очень популярен в персидской архитектуре. Более того, предполагают, что это изобретение принадлежит персам. Соты-ячейки образуют декоративные выступы призматической формы, которые каскадом нависают друг над другом.
Мукарнас, или сотовый свод, очень популярен в персидской архитектуре. Более того, предполагают, что это изобретение принадлежит персам. Соты-ячейки образуют декоративные выступы призматической формы, которые каскадом нависают друг над другом.
Мечеть Имама (или Шахская мечеть) тоже в 2011 году была в строительных лесах. Это самая большая мечеть Исфахана. Её огромный купол (высота 52 метра) возвышается над площадью. Мечеть Имама строили 18 лет — с 1611 по 1629 год. Сразу обращает на себя внимание непривычно несимметричное расположение минаретов. Пред архитектором стояла очень сложная задача: вписать мечеть в композицию площади. Поэтому первый айван с двумя минаретами продолжает линию построек, а второй расположен под углом к первому так, чтобы напротив него располагалась восточная стена с михрабом, указывающим направление на Мекку.  Мусульманин должен совершать намаз, обратившись лицом к Мекке.
Мечеть Имама (или Шахская мечеть) тоже в 2011 году была в строительных лесах. Это самая большая мечеть Исфахана. Её огромный купол (высота 52 метра) возвышается над площадью. Мечеть Имама строили 18 лет — с 1611 по 1629 год. Сразу обращает на себя внимание непривычно несимметричное расположение минаретов. Пред архитектором стояла очень сложная задача: вписать мечеть в композицию площади. Поэтому первый айван с двумя минаретами продолжает линию построек, а второй расположен под углом к первому так, чтобы напротив него располагалась восточная стена с михрабом, указывающим направление на Мекку. Мусульманин должен совершать намаз, обратившись лицом к Мекке.
Центральный айван был закрыт на время реставрации, но по обеим его сторонам можно рассмотреть айваны балконных ниш, оформленные по-разному: в первом использовали мукарнас, во втором – фигурную кирпичную кладку.
Центральный айван был закрыт на время реставрации, но по обеим его сторонам можно рассмотреть айваны балконных ниш, оформленные по-разному: в первом использовали мукарнас, во втором – фигурную кирпичную кладку.
Минареты мечети возвышаются на 42 м, а между ними располагается красивая арка высотой в 27 м,
Минареты мечети возвышаются на 42 м, а между ними располагается красивая арка высотой в 27 м,
Сюжетные изображения нельзя помещать в мечетях, поэтому значительное место в культуре мусульманского Востока занимает каллиграфия. Каллиграфическое написание религиозных текстов воспроизводится на стенах.  Много их и на стенах мечети Имама.
Сюжетные изображения нельзя помещать в мечетях, поэтому значительное место в культуре мусульманского Востока занимает каллиграфия. Каллиграфическое написание религиозных текстов воспроизводится на стенах. Много их и на стенах мечети Имама.
Центральный вход украшает вырезанная на стенах каллиграфическая надпись, которая восхваляет шаха Аббаса I и зодчих, строивших эту мечеть.
Центральный вход украшает вырезанная на стенах каллиграфическая надпись, которая восхваляет шаха Аббаса I и зодчих, строивших эту мечеть.
Как внутри, так и снаружи стены мечети и минаретов декорированы бирюзовыми изразцами с геометрическими и растительными орнаментами. Чтобы придать облицовке особую выразительность, использовали не наборную керамическую мозаику, а многоцветные глазурованные плитки, расписанные в технике «хафт-ранги» (перс. "семь цветов" – "небесная радуга"). Подсчитано, что на облицовку мечети ушло 472 500 поливных изразцов.
Как внутри, так и снаружи стены мечети и минаретов декорированы бирюзовыми изразцами с геометрическими и растительными орнаментами. Чтобы придать облицовке особую выразительность, использовали не наборную керамическую мозаику, а многоцветные глазурованные плитки, расписанные в технике «хафт-ранги» (перс. "семь цветов" – "небесная радуга"). Подсчитано, что на облицовку мечети ушло 472 500 поливных изразцов.
Главный двор окружён сводчатыми галереями, из которых можно попасть в небольшие боковые дворики/
Главный двор окружён сводчатыми галереями, из которых можно попасть в небольшие боковые дворики/
Особенная конструкция внутренних помещений мечети с множеством ниш создаёт удивительную акустику. Говорят, что даже произнесённое шёпотом слово здесь хорошо слышно.
Особенная конструкция внутренних помещений мечети с множеством ниш создаёт удивительную акустику. Говорят, что даже произнесённое шёпотом слово здесь хорошо слышно.
В исламском орнаменте выделяют два стиля: геометрический – гирих, и растительный – ислими. Ислими построен на соединении вьюнка и спирали. Он воплощает идею непрерывно развивающегося цветущего побега и включает в себя бесконечное разнообразие вариантов.
В исламском орнаменте выделяют два стиля: геометрический – гирих, и растительный – ислими. Ислими построен на соединении вьюнка и спирали. Он воплощает идею непрерывно развивающегося цветущего побега и включает в себя бесконечное разнообразие вариантов.
Если рисунок повторяется, то декоративные решётки здесь разные, и обе прекрасны.
Если рисунок повторяется, то декоративные решётки здесь разные, и обе прекрасны.
Отделка стен плиткой вместо мозаики создавала определённые трудности. Если материал для создания мозаики обычно небольшого размера, то для изготовления довольно крупной плитки необходимо было просчитать степень её кривизны для оформления  многочисленных изогнутых поверхностей.
Отделка стен плиткой вместо мозаики создавала определённые трудности. Если материал для создания мозаики обычно небольшого размера, то для изготовления довольно крупной плитки необходимо было просчитать степень её кривизны для оформления многочисленных изогнутых поверхностей.
Вогнутая поверхность купола внутри мечети. Рисунок наносился на плитку до её укладки.  Какими же расчётами пользовались мастера, чтобы нигде не нарушить орнамент и не оставить ни одной щёлки?
Вогнутая поверхность купола внутри мечети. Рисунок наносился на плитку до её укладки. Какими же расчётами пользовались мастера, чтобы нигде не нарушить орнамент и не оставить ни одной щёлки?
Надо было вписать и решётки, и фризы с каллиграфической надписью так, чтобы орнамент вокруг окон располагался симметрично, а в надписи (чаще всего цитате из Корана) не осталось пустот и не было лишних знаков!.
Надо было вписать и решётки, и фризы с каллиграфической надписью так, чтобы орнамент вокруг окон располагался симметрично, а в надписи (чаще всего цитате из Корана) не осталось пустот и не было лишних знаков!.
Мечеть шейха Латфаллаха (произносят это имя по-разному, например Лотфолла или Лютфулла) располагается напротив дворца Али-Капу. Шах Аббас построил её, чтобы почтить честь своего тестя, выдающегося богослова. Строительство мечети была закончено в 1617 году. Она служила личной молельней, вход в которую был разрешён только членам императорской семьи, поэтому  у неё нет минаретов.
Мечеть шейха Латфаллаха (произносят это имя по-разному, например Лотфолла или Лютфулла) располагается напротив дворца Али-Капу. Шах Аббас построил её, чтобы почтить честь своего тестя, выдающегося богослова. Строительство мечети была закончено в 1617 году. Она служила личной молельней, вход в которую был разрешён только членам императорской семьи, поэтому у неё нет минаретов.
Айван мечети  Латфаллаха оформлен изящным мукарнасом.
Айван мечети Латфаллаха оформлен изящным мукарнасом.
Снаружи купол мечети Латфаллаха отделан изразцовыми арабесками. С едва заметным изгибом он поднимается над барабаном и плавно оканчивается округлой верхушкой. Купол кажется покрытым гравированными золотыми листами, но на самом деле большая часть его поверхности выложена палевым кирпичом с отмеченными чёрным обводом глазурованными белыми и более редкими светло-голубыми завитками. Здесь также можно подробно рассмотреть узоры на фасадной стене, которые поражают сочностью красок  и изяществом рисунков.
Снаружи купол мечети Латфаллаха отделан изразцовыми арабесками. С едва заметным изгибом он поднимается над барабаном и плавно оканчивается округлой верхушкой. Купол кажется покрытым гравированными золотыми листами, но на самом деле большая часть его поверхности выложена палевым кирпичом с отмеченными чёрным обводом глазурованными белыми и более редкими светло-голубыми завитками. Здесь также можно подробно рассмотреть узоры на фасадной стене, которые поражают сочностью красок и изяществом рисунков.
Великолепно украшены стены мечети: они напоминают богато вышитую ткань.
Великолепно украшены стены мечети: они напоминают богато вышитую ткань.
Мост Хаджу, самый красивый из исфаханских мостов, был построен в 1650 г. Он двухъярусный. В центре построен павильон для отдыха правителя. Мост стоит на дамбе, шлюзы внутри которой позволяют контролировать уровень воды в реке. Длина моста – более 100 м, а ширина – около 8 м. Мост покоится на перемычке из каменной кладки и отчасти служит плотиной, его двадцать четыре арки высотой 14 м оборудованы шлюзами.
Мост Хаджу, самый красивый из исфаханских мостов, был построен в 1650 г. Он двухъярусный. В центре построен павильон для отдыха правителя. Мост стоит на дамбе, шлюзы внутри которой позволяют контролировать уровень воды в реке. Длина моста – более 100 м, а ширина – около 8 м. Мост покоится на перемычке из каменной кладки и отчасти служит плотиной, его двадцать четыре арки высотой 14 м оборудованы шлюзами.
Чехель-Сотун – Дворец сорока колонн, принадлежавший шаху Аббасу II, входит в список Всемирного наследия в составе Персидских садов. Колонны дали дворцу название, однако их не 40, а 20, но все они отражаются в воде большого прямоугольного пруда перед главным фасадом.
Чехель-Сотун – Дворец сорока колонн, принадлежавший шаху Аббасу II, входит в список Всемирного наследия в составе Персидских садов. Колонны дали дворцу название, однако их не 40, а 20, но все они отражаются в воде большого прямоугольного пруда перед главным фасадом.
Восьмигранные колонны, которые поддерживают крышу галереи, выточены из кедра.
Восьмигранные колонны, которые поддерживают крышу галереи, выточены из кедра.
За верандой расположен большой входной портал, главное украшение которого – зеркала. Они и на потолке в виде звезд и тюльпанов, и на стенах, а главное – ими отделана арка-ниша с неизменным полукуполом.
За верандой расположен большой входной портал, главное украшение которого – зеркала. Они и на потолке в виде звезд и тюльпанов, и на стенах, а главное – ими отделана арка-ниша с неизменным полукуполом.
Здесь можно подробно рассмотреть, в какой технике выполнен этот полукупол.
Здесь можно подробно рассмотреть, в какой технике выполнен этот полукупол.
Зал приёмов Аббаса II. Цветовая палитра росписи сводов – красные, синие, зелёные и золотые тона. В краски добавляли настоящее золото, поэтому они сияют.
Зал приёмов Аббаса II. Цветовая палитра росписи сводов – красные, синие, зелёные и золотые тона. В краски добавляли настоящее золото, поэтому они сияют.
Залы Дворца сорока колонн украшены фресками с изображением событий из истории династии Сефевидов.
Залы Дворца сорока колонн украшены фресками с изображением событий из истории династии Сефевидов.
Шах Аббас I принимает Вали Мухаммад-хана. Ок.1650 г.
Шах Аббас I принимает Вали Мухаммад-хана. Ок.1650 г.
Сюжеты фресок разнообразны. Кроме исторических сцен, видимо, есть  литературные сюжеты...
Сюжеты фресок разнообразны. Кроме исторических сцен, видимо, есть литературные сюжеты...
...а может быть, (боюсь ошибиться) и портреты?
...а может быть, (боюсь ошибиться) и портреты?
Вид, который открывается с галереи дворца Чехель-Сотун.
Вид, который открывается с галереи дворца Чехель-Сотун.

Цикл материалов "Иран"

  1. Блистательный Исфахан
  2. По Ирану автостопом

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому